ДОСТУПНАЯ СРЕДА
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА в МБДОУ № 146 «Детский сад комбинированного вида»
Паспорт доступности МБДОУ №146
- О специально оборудованных учебных кабинетах;
В учреждении оборудовано 20 групповых помещений. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, настольными играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 146 «Детский сад комбинированного вида» и ФГОС ДО.
В МБДОУ № 146 функционирует 10 групп компенсирующего вида для детей с ЗРР, ЗПР и нарушениями зрения.
Группы компенсирующей направленности оснащены в соответствии с возрастными возможностями, особыми потребностями детей с ОВЗ вышеперечисленных анатомо-физиологических особенностей, обустроены и оснащены кабинеты логопедов и дефектологов.
Дети с ОВЗ (анатомо-физиологические особенности: слабовидящие, амблиопия, косоглазие, аутизм, слабослышащие, ЗПР, умственно-отсталые) могут посещать детский сад на общих основаниях. Для более сложных категорий ОВЗ условия не созданы.
- Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Технические средства для проведения практических занятий (коллективного и индивидуального пользования) для детей (анатомо-физиологические особенности: с тяжелыми, фонетико-фонематическими нарушениями речи, слабовидящие, амблиопия, косоглазие, аутизм, слабослышащие, ЗПР, умственно-отсталые) - в наличии, для инвалидов и лиц с другими категориями ОВЗ – отсутствуют.
- О библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Книжный фонд размещён в методических кабинетах и в каждой возрастной группе.
- О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Средства для обучения и воспитания (коллективного и индивидуального пользования) для детей (анатомо-физиологические особенности: с тяжелыми, фонетико-фонематическими нарушениями речи, слабовидящие, амблиопия, косоглазие, аутизм, слабослышащие, ЗПР, умственно-отсталые) - в наличии, для инвалидов и лиц с другими категориями ОВЗ – отсутствуют.
- Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
- О специальных условиях питания;
В МБДОУ № 146 организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным меню, утвержденным заведующей ДОУ. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ. Персонал пищеблока детского сада обеспечивает потребность воспитанников в пятиразовом питании (второй завтрак – фрукты, сок). Создание отдельного индивидуального меню не практикуется.
- О специальных условиях охраны здоровья;
В ДОУ создаются условия для охраны здоровья воспитанников. Имеется медицинский, процедурный кабинет, изолятор. В штате учреждения числится старшая медицинская сестра. Медицинское обслуживание осуществляется врачом-педиатром по договору с ГАУЗ «КОДКБ» № 1, в рамках которого организуется систематический мониторинг за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического мониторинга физического развития воспитанников, уровня их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление мониторинга по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам и умениям, проведение закаливающих мероприятий.
- О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Электронные образовательные интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе:
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации |
|
Федеральный портал "Российское образование" |
|
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" |
|
http://fcior.edu.ru/ | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
- Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не предусматривается.
- О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусматривается.
- О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат;
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
- Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
- Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
- Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.!
Сведения из Реестра доступности значимых (приоритетных) для инвалидов инфраструктурных объектов, транспортных средств общественного транспорта и транспортных маршрутов (см. здесь)