Наина Рустамовна
Солдатова, Воспитатель, первая квалификационная категория
Методическая копилка
Консультация для родителей "СОВЕТЫ НА ЛЕТО – ЕСЛИ ДОКТОРА НЕТ РЯДОМ" Читать
Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста» Читать
Консультация для родителей "Почему ребёнок не хочет идти в детский сад? Читать
Как привить ребенку любовь к чтению!
Но вот как донести наше взрослое знание до ребенка, как помочь ему войти в волшебный мир книг и найти в этом мире друзей – задача не из легких.
Она усложняется тем, что современного ребенка с самых ранних пор окружают сильные визуальные впечатления. Наши дети слишком рано приобщаются к телевизору и компьютеру, которые начинают заменять собой не только чтение, но и живое человеческое общения. Так что же все- таки нужно сделать нам, родителям, чтобы навсегда подружить ребенка с книгой? если вы ставите перед собой такую задачу, готовьтесь к нелегкой жизни. Для достижения этой цели придется потратить немало времени и сил. Пусть в этом нелегком деле нас поддержит мысль о том, какое удовольствие получит наш ребенок, приобщившись к этому волнующему миру, создаваемому человечеством уже много веков.
С чего же начать? Знакомство с книгой происходит в самом раннем детстве. Малыш, еще даже не умеющий ходить, уже тянется к книге, переворачивает страницы, пробует манипулировать с ней. Вот тут задача взрослого - не дать книжку погрызть, а помочь заглянуть в нее. Для того чтобы чтение вошло в жизнь ребенка, оно должно стать семейным. Да ведь и многие из тех взрослых, кого подружили с книгой в раннем детстве, могут вспомнить тихие теплые вечера, проведенные в свое время в кругу семьи с книгой в руках. И нам сейчас тоже очень поможет эта добрая традиция.
Возьмем в помощницы природу.
Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу - значит охранять Родину. М. М. Пришвин.
Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.
Предлагаю тест, с помощью которого можно определить, насколько ваш ребёнок наблюдательный, умеет ли он замечать изменения в природе.
- Когда наступает весна; после осени, лета или зимы?
- В каком месяце совсем исчезает снег: в марте, мае, апреле?
- Весной птицы улетают на юг или возвращаются в родные края?
- Как называется явление, когда на реке ломается лед и по воде плывут льдины: ледоход, ледобег, ледоплыв?
- Какие цветы появляются первыми: мать и мачеха, ландыш, ромашка?
Если ребенок ответил на вопросы, значит, он наблюдательный и любознательный малыш.
Пальчиковые игры как одно из средств успешной адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.
Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенка из семьи в общество.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании;
- пользоваться горшком.
Для того, чтобы весь процесс адаптации проходил максимально безболезненно для малыша, целесообразно в адаптационный период использовать различные игры.
Пальчиковые игры занимают одно из главных мест в образовательном процессе детей младшего возраста.
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество – они помогают прочнее налаживать контакт взрослого с ребенком..
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр у малышей
- Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три стихотворения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Безусловно, в адаптации одна из главных ролей принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Адаптационный период считается законченным, если:
- Ребенок ест с аппетитом;
- Быстро засыпает, вовремя просыпается;
- Эмоционально общается с окружающими.
- Играет.
Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Главным педагогическим условием успешной адаптации ребенка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнает об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.