МБДОУ № 146 г. Кемерово

Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 143


мероприятий 
в рамках проекта
«2022 - Год 
информирования 
о ранней помощи»

Старший воспитатель

Алена Ивановна

Сенчищева

Консультация для родителей «Что такое сензитивные периоды?»

Сензитивный период - (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Сензитивный период – это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.

ВАЖНО!

если детям приходится делать что-то под принуждением, то есть не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребенка

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД – ЭТО

- период особой чувствительности и психических отношений;
- сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;
- период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
- проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
- интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;
- временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.

Выделяют следующие сензитивные периоды:

 

Сензитивный период развития чувства порядка
(от рождения до 3,5 лет)

  • Ребёнок нуждается в порядке. Когда вокруг порядок, он спокоен. Порядок вокруг ребёнка, следовательно, порядок и внутри ребёнка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими. Этот порядок ребёнок проживает и впитывает.
  • Что такое порядок во времени?

Это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).

  • Что такое порядок в пространстве?

Это значит, что у каждой вещи – своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка, хотя бы уголок. Поставьте маленький стол, стульчик, повесьте полочку, на которой доступно будут лежать книги ребёнка, бумага, карандаши, пластилин и другие необходимые принадлежности. Отведите место для игрушек, пусть их будет немного, но у каждой своё место. Хорошо бы иметь и шкафчик для одежды или хотя бы полочку, чтобы малыш мог самостоятельно пользоваться.

  • Что такое порядок во взаимоотношениях?

Это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.

Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, поэтому лучше до трёх лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.

Сензитивный период развития самостоятельности
(от рождения до 5 лет)

Так создала природа, что с самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В семь месяцев ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. В девять месяцев пьёт из стакана, не проливая, если стакан держат, а в год малыш уже сам держит стакан, когда пьёт. В 1 год 1 месяц – подносит ложку ко рту, пока ещё пачкается, а в 1 год 9 месяцев съедает содержимое тарелки, испачкавшись совсем чуть-чуть. К трём годам ребёнок самостоятельно одевается. Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности. В противном случае, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

Сензитивный период развития движений и действий
(от рождения до 4 лет)

Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью.

Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.

Сензитивый период сенсорного развития
(от рождения до 5 лет)

Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, с помощью которых дети могут развивать свои способности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В системе Монтессори создаются условия для развития сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения.

Сезитивный период восприятия мелких предметов
(от 1,5 до 2,5 лет)

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9.5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год – поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года – имитирует пишущие движения, в 2, 7 – формирует валик из пластилина, в 2,9 – чертит закрытый круг.

Сензитивный период развития социальных навыков
(от 2 до 6 лет)

Без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Пол Эпштейн
описывает 11 сензитивных периодов по М.Монтессори:

Период

Возраст

Описание

Порядка

от 2 до 4 лет

   Характеризуется стремлением к постоянству и повторением. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.

Движения

от рождения до 1,5 лет

   Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.

Маленьких предметов

от 1,5 до 4 лет

   Интерес к мелким предметам и деталям.

Вежливости и этикета

от 2,5 до 6 лет

   Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а  затем вежливость становится свойством личности.

Утончения чувств

от 2,5 до 6 лет

   Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.

Письма

от 3,5 до 4,5 лет

   Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.

Чтения

от 3 до 5,5 лет

   Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.

Языка

от рождения до 6 лет

   Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.

Пространственных отношений

от 4 до 6 лет

   Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.

Музыки

от 2 до 6 лет

   Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии.

Математики

от 4 до 6 лет

   Формирование представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.

 

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей, и педагогов.

Повлиять на сроки и длительность сензитивных периодов нельзя, но знать о них необходимо, чтобы не идти против природы. Зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой.

Список использованной литературы:

  1. Сороков Д. Что такое сензитивные периоды в развитии детей?/ Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Карапуз, 2005. – С.203-227.
  2. Эпштейн П. Сензитивные периоды по Марии Монтессори / Введение в Монтессори-педагогику (философия, психология, педагогика). – Снежинск: 2005. – С. 46-47

Презентация "Сензитивные периоды"

Значение развития мелкой моторики

”Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В. А. Сухомлинский

В последнее время мы очень часто слышим о том, что нужно развивать у малышей мелкую моторику. Даже далекие от педагогики и физиологии люди хоть раз слышали словосочетание «мелкая моторика». Но как показывает практика, молодые родители все же не до конца понимают суть и значение этого термина. А есть те, кто в теории знает, как работает механизм взаимосвязи мелкой моторики и уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, но в силу каких-то обстоятельств (лень, нехватка времени, непонимание насколько действительно это важно) оставляют в стороне и не придают внимания занятиям и играм по развитию мелкой моторики.

В свою очередь, мне хотелось бы ещё раз обратиться к родителям с этой темой, предложить в своей статье немного теории и практических рекомендаций.

Для того чтобы более ответственно отнестись к процессу развития мелкой моторики, нужно понимать, что такое мелкая моторика, зачем и как ее развивать. Так вот, начнем с определения мелкой моторики. Вот что написано в свободной энциклопедии Википедия: мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большинство разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Так же, учеными доказано, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи у малыша. Учёные считают, что на формирование и развитие речевой функции ребёнка существенно влияет мелкая моторика, то есть тонкие движения пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, способствуют развитию мышления и внимания. Отсюда напрашивается вывод, что развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства, а если быть более точным с первых дней жизни. И, к слову сказать, это необходимо делать не только в раннем детстве, а на протяжении всей жизни.

Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок развивался в соответствии с возрастом. А еще мы хотим, чтобы наши детки опережали свое развитие, конечно не на много, но примерно на полгода. Такой темп развития подойдет для детей примерно с годика. Именно в это время родители начинают своего ребенка активно развивать. Мы начинаем учить ребенка лепить, рисовать, приклеивать, вырезать и т.д. Для чего все это нужно? Прежде всего, для развития малыша. Все перечисленные действия способствуют развитию у ребенка интеллекта, речи. В чем же взаимосвязь между лепкой, рисованием и развитием речи. Связь заключается в том, что в нашей коре головного мозга располагаются центры ответственные за письмо и речь. Нервные окончания этого центра заключены, прежде всего,  в пальцах рук. И это далеко не все на что влияет мелкая моторика. Координация, внимание, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, речь, наблюдательность развиваются с помощью ловкости рук.

Развивая ловкость пальцев рук у младенца, мы гарантируем раннее развитие речи  у нашего малыша. Чем лучше развита мелкая моторика, чем раньше малыш начинает выполнять точные движения своими маленькими ручками, тем раньше он начнет общаться с окружающими на языке понятном не только ему. А вы сможете избежать, в дальнейшем, занятий с логопедом. Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка.

Когда ниши малыши подрастают и становятся первоклашками, то они очень часто сталкиваются с такой проблемой как письмо. Им очень часто не удается правильно и точно выводить палочки, крючочки, закорючки. А причина таких проблем – не достаточно хорошо развитая мелкая моторика. У ребенка просто не получается справиться  с непослушными пальцами и кистью руки. Ему не хватает ловкости.

Так как же развивать мелкую моторику у ребенка?

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Что же способствует развитию мелкой моторики малыша? Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики: игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.; пальчиковые игры; лепка; массаж пальцев и кистей. Не бойтесь давать ребенку в руки карандаш и бумагу, пусть выводит каляки-маляки, очень полезно и рвать бумагу. Пластилин, глина, краски, игрушки со шнуровкой, крупные деревянные пазлы, очень хорошо подойдут для этого возраста. Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.

Деткам постарше очень нравятся пальчиковые игры, аппликации, раздевание, одевание небольших пупсов, мозаики, конструкторы. Пусть ребенок самостоятельно пытается работать с ножницами, вырезая из бумаги. Очень нужная и полезная вещь – раскраски, они учат ребенка владеть своей рукой, поэтому ребенок должен как можно больше разукрашивать. Сначала это должны быть раскраски с крупным рисунком, без мелких тонкостей, а вот к семи годам ребенок должен уметь раскрашивать довольно-таки мелкие детали, прорисовывая их с очень большой аккуратностью.

Ниже я приведу несколько простых упражнения для развития мелкой моторики.

 «Найди меня» - эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

 Лепка. В настоящее время представляется огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто, и другие. Детям это занятие очень нравится. Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

 «Распредели по местам» - для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям.

Выкладывание мозаики – в любом магазине детских товаров можно приобрести мозаики и выкладывать их вместе с ребёнком. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребёнка.

 Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти  много в специальной литературе.

Игры-шнуровки. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим.

 Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть бусины, при этом следует внимательно следить, чтобы малыш не использовал их не по назначения, ведь маленькие непоседы очень любят всё пробовать на вкус. Старшим дошкольникам можно нанизывать бисер, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты и т. п.

 Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Чтобы детям не было скучно, активизируйте свою фантазию. Пусть красные бусины – это будет угощение для мишки, а зелёные – для зайки. Это занятие требует большой усидчивости и внимания, поэтому заниматься им дольше десяти минут не стоит, чтобы у ребёнка не пропал интерес к нему.

«Рыболов» - в ванну наливается вода, в неё помещаются нетонущие игрушки. Ребёнок должен их выловить из воды, используя небольшое сито.

 «Переливаем, пересыпаем» - в одну ёмкость можно налить воды или что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать или перелить воду в пустую ёмкость. Если что-то просыпется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность. Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

И это лишь небольшой перечень возможных игр, на самом деле их великое множество! Современный мир предлагает родителям сейчас всевозможные конструкторы, рамки и вкладыши, деревянные пазлы, пластилин или тесто для лепки, разнообразные мозаики. В печатной продукции существуют увлекательные прописи, по которым можно заниматься уже с двух лет. Взрослым нужно лишь проявить должный интерес и внимание к этому.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении.

Дорогие родители, развивать мелкую моторику наших деток на самом деле очень легко, а самое главное это очень увлекательное занятие, как для родителей, так и для ребятишек. В процессе развивающих игр Вы не только стимулируете интеллектуальное развитие своих малышей, но и благоприятно воздействуете на психоэмоциональное состояние ребёнка. Ведь самое важное для ребёнка, чтобы родители были рядом и как можно больше времени проводили со своими детьми!

Скачать

 

 


Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930



    Короновирус



    УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    "КУЗБАСС-КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ"




    Группы МБДОУ ДПО "НМЦ" 
    в социальных сетях 

    В Контакте

    Одноклассники

    Группы управления образования в 

    социальных  сетях 

    В контакте

    Одноклассники


    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz
    uCoz